Попались мне тут у уважаемых людей пара рассуждений на тему, чем хороши разрешенные митинги и прочие прогулки. Грамотные, в общем, с психологической точки зрения рассуждения. Про эффект взаимного заражения, когда блеск в глазах и энергия живого присутствия единомышленников повышает энтузиазм, социальный оптимизм и в целом – мотивацию гражданского действия. В толпе легче бежится свергать самодержавие. Поэтому, чтобы отчубучить бучу, надо обязательно собраться в кучу. Вот как славно собирались мы в конце восьмидесятых свергать ненавистную коммунистическую диктатуру. И как славно свергли.
Другой уважаемый автор продолжает: что, дескать, не беда, что народ за радикальные политические лозунги выходить не склонен. Пусть выходит за локальные и частные – вроде Исаакия или иного отстаивания ущемленного права рядового гражданина. От таких частных требований дорожка ведет к общеполитическим. В смысле, сначала восьмичасовой рабочий день и восстановление на работе руководителей забостовки, ну, а потом постепенно и до социалистической революции доберемся. Такая вот логика. И опять-таки – всё правильно. Бывает и так. Правда, не всегда. Вот на Западе, там народ чуть что не так – сразу на улицы. Но никого при этом не свергает и революций (по крайней мере, в последнее время) никаких не устраивает. Но в целом – да. История рабочего движения в ленинскую пору была примерно такой: от экономических требований к политическим, а от требований – к действиям...
И здесь можно было бы и согласиться. Прекрасные эти дела: прогулки оппозиции, антимедвежьи разные митинги, марши протеста через металлоискатели, всякие сходы и встречи. Можно бы, конечно, и поспорить: в том смысле, что власть не дура, высоко сидит – далеко глядит, и чуть почувствует малейшую опасность, моментально всё это уличное благолепие свернет и засунет откуда достало. Мы не Хранция какая. Но, с другой стороны, может, и не успеет. Может, процесс роста числа гражданских активистов, рождаемых пьянящим воздухом маёвок и прочих свободных собраний, станет неуправляемым, и тогда – только держись... Это мы запрягаем долго. А потом как поедем! Да как не спустим!
Вот такие мысли занимают сегодня штабы протеста. Но что-то мешает отнестись к мыслям этим серьезно. Что? А вот что.
Мы все глядим в наполеоны, ну и дальше – про миллионы двуногих тварей, ну, вы помните. Нет здесь уважения к человеку. Пусть – и к революционеру. Мысли все – как побудить его, революционера стать орудием вождей революции. Как НАМ (вождям) вывести миллионы ИХ (двуногих тварей), чтобы свергнуть ТЕХ (правителей). Вот они (твари) свергнут, передадут власть нам (вождям), а уж мы-то потом всё сделаем как надо.
Тут дело даже не в том, насколько эти надежды обоснованы: свергнут или не свергнут, передадут или не передадут, нам или не нам... Дело в другом – в том, что МЫ ничего без НИХ сделать путного не сможем. Идея отчуждения народа от власти в нашем, 21-м веке не будет работать. При таком отчуждении власть и шире – организация общества – не может быть эффективной. Грубо говоря, отдай сегодня в РФ власть самым распрекрасным людям (каких и не видно вовсе) – ничего хорошего со страной эти люди сделать не смогут. Потому что хорошее с нашей жизнью может сделать только весь народ. И властные полномочия тоже должны быть распределены по всему народу. Естественно, не размазаны ровным слоем, а распределены по-умному, но – по всему народу.
У идеологов протеста здесь полное непонимание. Сковырнуть не главное. Главное – чтобы на месте свергнутого начало расти что-то качественно другое. Что-то здоровое. Что-то хорошее. А этим хорошим не может быть ни власть хороших над разными, ни, тем более, власть разных (один человек – один голос). Нужны другие, новые социальные модели. Модели, центрированные на интересах каждого члена общества. Исходящие из того, что каждый человек – ценность. И поэтому каждого человека уважающие. А не считающими тварью – одной из миллионов. Это другое виденье, другое отношение. Сегодня его нет...
Поэтому и стратегия наша должна быть другой – не пытаться тем или иным образом принудить безмозглую толпу бежать отнимать власть у плохих и отдавать ее хорошим (пусть – и лучшим в мире нам самим). А формировать в "толпе" и из "толпы" новые общественные структуры, которые смогут не только и не столько добыть власть, сколько властью этой с умом распорядиться. Не в смысле поживиться за счет остальных, а в смысле устройства такой организации общества, которая сделает его, общества жизнь лучше, а именно: станет помогать свободному развитию каждым лучшего, что в нем есть, переплавляя при этом худшее, что в нем есть, в лучшее. Как? Об этом нужно говорить отдельно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий